Многие картины в мире Гарри Поттера живут своей жизнью. Трава колышется ветром, брызги волн орошают камни, птицы перепархивают с ветки на ветку… Особо деятельное участие в общественной жизни принимают портреты. Мало того, что люди, изображённые на них, обладают своим характером, могут говорить и между собой и с живыми людьми, их обитатели, неважно были ли у них прототипы когда-либо или нет, могут переходить на соседние картины, если они висят достаточно близко на стене. Таким образом обитатели портретов Хогвартса могут путешествовать по всему замку. Мало того, судя по всему, человек, нарисованный на портрете может двигать свою картину. Так, Полная Дама поворачивала на петлях свой портрет, открывая проход в гостиную Гриффиндора, одно время эту работу выполнял Сэр Кэдоган… Возможно, также, что волшебники с портретов могут применять друг к другу магию. Так, одна из бывших директрис Хогвартса пригрозила неким «внушением» Финеасу Блэку, и тот с опаской покосился на её волшебную палочку…
Человек, существовавший некогда реально и имеющий несколько своих портретов, может мгновенно переходить в любой из них, где бы этот портрет не находился. В редких случаях обитатель портрета может уходить не вбок, на другие картины, а вглубь портрета, как случилось с портретом Арианы Дамблдор.
Портрет каждого директора Хогвартса автоматически появляется в директорском кабинете после его смерти.
Волшебные портреты реальных людей сохраняют память и характер своих прототипов.

Портреты в кабинете Директора школы
Портреты в кабинете Директора школы изображают всех прежних Директоров Хогвартса. В их числе:

Финеас Найджелус Блэк — Появляется на портрете в кабинете Дамблдора, но его портрет связан с портретом в доме 12 на Площади Гриммо в Лондоне. По признанию Сириуса, Финеас Найджелус Блэк был самым непопулярным директором Хогвартса. В книге Гарри Поттер и Дары Смерти точно такой же портрет, но из родового дома Блэков (Площадь Гриммо, 12) забирает Гермиона и берет с собой на поиски Крестражей. С помощью него Гермиона, Гарри и Рон узнают некоторые новости. Снегг через портрет смог найти их, чтобы передать Меч Годрика Гриффиндора.
Армандо Диппет — бывший Директор Хогвартса, предшественник Альбуса Дамблдора
Дайлис Дервент — выдающаяся целительница, работавшая в больнице Св. Мунго с 1722 по 1741 год. Впоследствии заняла пост директора школы магии и волшебства Хогвартс, где проработала с 1741 по 1768 год. Её портреты висят и в вестибюле больницы Св. Мунго, и в директорском кабинете Хогвартса. На них Дайлис Дервент — пожилая ведунья с длинными серебряными локонами.
Эверард — связанный с Министерством магии, а именно с Отделом тайн, в Лондоне.
Декстер Фортескью — один из прошлых директоров Хогвартса, чей портрет висит в кабинете Дамблдора. Судя по тому, что он назвал Фаджа, Амбридж и всё Министерство магии «гнусными коррупционерами», он вряд ли жил раньше XVIII века. В последние годы жизни Декстер страдал глухотой, бороться с которой ему помогала слуховая трубка. Возможно, ещё и поэтому разговаривал директор Фортескью весьма громко.
Альбус Дамблдор
После смерти Северуса Снегга его портрет не появился в кабинете Директора. Роулинг в одном из интервью объяснила, что это не случайность.

Другие

Полная Дама — портрет, закрывающий вход в гостиную Гриффиндора и служащий его стражем. Если у изображённой на картине женщины и было когда-либо имя, оно никогда не называется. Неизвестно также когда именно появился этот портрет. Во всяком случае, когда в Хогвартсе учились Артур Уизли и Молли Прюэтт, а это 1961—1968 годы, Полная Дама была уже на посту.
Лучшая подруга Полной Дамы — ведьма Виолетта, портрет которой висит на первом этаже. Виолетта приносит Полной Даме все сплетни замка, ведь сама Дама не может надолго покидать свой пост. Подруги с удовольствием обсуждают последние новости и пропускают иногда рюмочку-другую.
Сэр Кэдоган — низенький рыцарь в средневековых доспехах, пытающийся сесть на пони. Его портрет висит на площадке восьмого этажа в Хогвартсе. Коротышка полон отваги, несмотря на свою вопиющую неуклюжесть. Он готов вызвать на дуэль каждого, кого заподозрит в неуважительном к себе отношении. Но мгновенно откликается на призыв о помощи, с той же горячностью, с которой минуту назад вызывал на дуэль… Ещё большую комичность закованный в латы толстячок придаёт себе пафосной манерой речи и обилием восклицаний.
Виолетта — портрет щуплой востроносой ведьмы, висит на первом этаже Хогвартса, в комнате, примыкающей к Большому Залу. Но, как и большинство обитателей картин замка, она любит ходить в гости к другим портретам. Например, она частенько забегает к Полной Даме, с которой они любят посплетничать и поперемывать косточки общим знакомым. Полная Дама на службе, она не может покинуть свой пост надолго, поэтому новости ей приносит обычно Виолетта.
Вальбурга Блэк («Блэк» является также девичьей фамилией Вальбурги: они с мужем оба приходятся правнуками Финеасу Найджелусу) — мать Сириуса и Регулуса Блэков, жена Ориона Блэка, сестра Альфарда Блэка, который помог деньгами Сириусу, когда тот сбежал из дома. О характере миссис Блэк можно судить по её портрету, который висит в прихожей дома на пл. Гриммо, 12. Всякий раз, когда в прихожей раздаются громкие звуки, портрет просыпается, бархатные шторы, закрывающие портрет раздёргиваются и «перед изумлённой публикой» предстаёт в полный рост старуха, нарисованная столь искусно, что кажется, будто она живая. Возмущённая до глубины души тем «отребьем», которое нашло приют под крышей её родового гнезда, она тут же начинает кричать, кричать, будто её пытают, кричать до пены у рта, закатывая глаза и поднимая когтистые руки, будто пытаясь расцарапать лица находящихся в прихожей людей: «Мерзавцы! Отребье! Порождение порока и грязи! Полукровки, мутанты, уроды! Вон отсюда! Как вы смеете осквернять дом моих предков?» Не успокаивает её и появление сына: «Ты-ы-ы-ы! Осквернитель нашего рода, гад, предатель, позорище моей плоти!…» Но только Сириус может закрыть шторы портрета и тем заставить Вальбургу умолкнуть.
Ариана Дамблдор — портрет из трактира «Кабанья голова». Один из тайных ходов, ведущих из Хогвартса в Хогсмид (а именно из Выручай-комнаты). При помощи этого хода несовершеннолетние волшебники — студенты Хогвартса эвакуировались в Кабанью голову во время битвы с Тёмным Лордом в 7 книге.